Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
О монахе, которого «не слышал Бог»

О монахе, которого «не слышал Бог»

В Духовно-просветительском центре имени святого преподобного Нестора Летописца 15 июня в рамках клуба «Патрология» прошла встреча студентов и преподавателей с клириком университетского храма святой мученицы Татианы, архимандритом Игнатием (Резником).

Присутствующим был показан документальный фильм Аркадия Мамонтова «Монах» о блаженном старце, схимонахе Силуане со святой горы Афон. После показа фильма архимандрит Игнатий рассказал о жизненном пути преподобного Силуана Афонского.

Много лет назад жил на земле человек, муж гигантской силы тела и духа, имя его Симеон. Афонский старец Силуан, в миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в крестьянской семье в Тамбовской губернии. Он прошел военную службу, после чего на протяжении 46 лет с 1892 года жил в монастыре на горе Афон. Впервые о Боге мальчик услышал в четыре года. Как-то его отец, любивший принимать у себя гостей и расспрашивать их о чем-нибудь интересном, пригласил в дом книгоношу. Во время трапезы завязалась беседа о существовании Бога, а маленький Семен сидел рядом и внимательно слушал. Книгоноша убеждал отца, что Господа не существует. Особенно мальчику запомнились его слова: «Где же он, Бог?» Семен сказал тогда отцу: «Ты учишь меня молитвам, а этот человек отрицает существование Господа». На что тот ответил: «Не слушай его. Я думал, он умный, а оказалось, наоборот». Но ответ отца зародил в душе мальчика сомнения.

Прошло пятнадцать лет. Семен вырос и устроился столяром в имение князя Трубецкого. Там же работала кухарка, регулярно ходившая молиться на могилу Иоанна Сезеневского. Она всегда рассказывала о жизни затворника и о происходивших на его могиле чудесах. После услышанного будущий преподобный Силуан Афонский отчетливо ощутил присутствие Всевышнего, и сердце его загорелось любовью к Господу. С этого дня Семен начал много молиться. Его душа и характер менялись, пробуждая в юноше влечение к монашеству. У князя были очень красивые дочери, но он смотрел на них как на сестер, а не как на женщин. В то время Семен даже просил отца отправить его в Киево-Печерскую Лавру. Тот разрешил, но только после того, как юноша закончит военную службу.

Семен обладал огромной физической силой. Однажды один из постояльцев князя собрался запрячь лошадь. Но в ночь ударили сильные морозы, и все копыта скакуна были во льду, а отбить его он не давал. Семен крепко обхватил рукой лошадиную шею и сказал мужику: «Отбивай». Животное даже не могло пошелохнуться. Постоялец сбил лед с копыт, запряг лошадь и уехал. Также Семен мог голыми руками взять чан с кипящими щами и перенести его на стол. Ударом кулака юноша перебивал толстую доску. В жару и холод поднимал и носил тяжести на протяжении нескольких часов без отдыха. Кстати, ел и пил он так же, как работал. Однажды после сытного мясного обеда на Пасху, когда все разошлись по домам, мать предложила Семену яичницу. Он не отказался и с удовольствием съел глазунью, в которой было не меньше полусотни яиц. То же самое с выпивкой. На праздники в трактире Семен мог легко выпить два с половиной литра водки и даже не захмелеть.

Молодая жизнь Семена «кипела». Он уже забыл о желании служить Богу и просто нецеломудренно проводил время. После очередной попойки с друзьями он задремал и во сне увидел, как змея вползла к нему внутрь через рот. Ощутив сильнейшее омерзение, Семен проснулся и услышал слова: «Ведь тебе противно от увиденного? Также и мне неприятно наблюдать за тем, что ты делаешь со своей жизнью». Рядом никого не было, но голос, произнесший эти слова, был необычайно приятным и потрясающим. Силуан Афонскийбыл убежден, что с ним говорила сама Богородица. До конца своих дней он благодарил ее за наставление на истинный путь. Семену стало стыдно за свою прошлую жизнь, и он укрепился в желании служить Богу после окончания военной службы. В нем проснулось осознание греха, что полностью поменяло его отношение ко всему окружающему.

Служить Семена отправили в Петербург, в лейб-гвардию. На протяжении всей своей службы Семен постоянно думал о Святой Горе и даже посылал туда получаемое жалование. Как-то он отправился в ближайшее село для перевода денег. На обратном пути ему встретилась бешеная собака, которая хотела наброситься на него. Скованный страхом, Семен лишь произнес: «Господи, помилуй!» Собака как будто наткнулась на невидимую преграду и побежала в село. После этого случая он еще больше укрепился в желании служить Господу. Когда служба закончилась, Семен собрал вещи и отправился в монастырь. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня». Но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты неумолим!» И когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе еще что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа: огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть Любовь, любовь безмерная, непостижимая.

За годы служения Богу на Святой Горе преподобный совершил много аскетичных подвигов, которые большинству покажутся невозможными. Сон монаха был прерывчатым – он спал несколько раз в сутки по 15–20 минут, причем делал это на табурете, так как кровати у него не было вовсе. Молитва Силуана Афонского длилась всю ночь. Днем монах трудился рабочим. Был воздержан в движениях, беседах и пище. В общем, он являл собою образец для подражания.

В сентябре 1938 года монах мирно скончался. Своей жизнью преподобный Силуан Афонский явил пример смирения, кротости и любви к ближним. Спустя пятьдесят лет со дня его смерти старца причислили к лику святых.

 

Источник:

http://fb.ru/article/163490/siluan-afonskiy-jitie-svyatoy-siluan-afonskiy

О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог» О монахе, которого «не слышал Бог»