В духовно-просветительском центре состоялась дискуссия «Символ веры или во что верят православные христиане»
В рамках «Православной гостиной» 23 января текущего года в Духовно-просветительском центре имени святого преподобного Нестора Летописца состоялась дискуссия на тему «Символ веры или во что верят православные христиане» для преподавателей и студентов университета.Ведущий «Православной гостиной» протоиерей Сергий Воронкин начал дискуссию с такой фразы:
– Вера – это путь, по которому Бог и человек идут навстречу друг другу. Первый шаг делает Бог. Он даёт человеку некий знак, некое предощущение своего присутствия. Человек слышит как бы таинственный зов Бога, и его шаг навстречу Богу является ответом на этот зов. Бог призывает человека явно или тайно, ощутимо или почти незаметно. Вера – это тайна и таинство.
Участники дискуссии задавали отцу Сергию волнующие их вопросы: «Почему один человек откликается на таинственный зов, а другой нет?», «Почему один, услышав слово Божие, готов принять его, а другой остаётся глух?», «Почему один, встретив Бога на своём пути, тотчас бросает всё и следует за ним, а другой отворачивается и уходит в сторону?»
Ведущий беседы поведал слушателям историю из Священного Писания о том, что «Проходя близ моря Галилейского, Господь увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, они были рыболовы. И говорит им: идите за мною. И они тотчас, оставивши сети, последовали за ним. Оттуда идя далее, увидел он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна… И призвал их. И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за ним».
– В чём тайна этой готовности галилейских рыбаков, бросив всё, следовать за Христом, которого они видят впервые в жизни? И почему богатый юноша, которому Христос тоже сказал «приходи, и следуй за мною», не откликнулся тотчас же, но «отошёл с печалью»? – задал вопросы участникам дискуссии протоиерей Сергий. – Не в том ли причина, что те были нищими, а этот обладал «большим имением», те не имели ничего, кроме Бога, а у этого были «сокровища на земле»?
Ведь у каждого человека есть свои сокровища на земле – будь то деньги или вещи, хорошая работа или жизненное благополучие. А Господь говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Блаженны ощутившие, что они ничего не имеют в этой жизни, хотя бы и обладали многим, почувствовавшие, что никакое земное обретение не может заменить человеку Бога. Блаженны те, которые идут и продают всё своё богатство, чтобы «приобрести одну драгоценную жемчужину – веру».
На самом деле, слово о вере никогда не было лёгким для восприятия. Но в наше время люди бывают настолько поглощены проблемами земного существования, что многим просто некогда услышать это слово и задуматься о Боге. Подчас религиозность сводится к тому, что празднуют Рождество Христово и Пасху и соблюдают ещё кое-какие обряды только ради того, чтобы «не оторваться от корней», от национальных традиций. Где-то религия вдруг становится «модной», и в церковь идут, чтобы не отстать от соседа. Но главным для многих является деловая жизнь, работа. «Деловые люди» – это особая генерация людей современного общества, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога.
Ведущий акцентировал внимание участников на то, что всё же, как ни парадоксально, среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений люди слышат в своём сердце таинственный Божий зов. Этот зов, может быть, нередко воспринимается просто как некая неудовлетворенность, внутреннее беспокойство, поиск. И только спустя годы человек осознаёт, что вся его прежняя жизнь была такой неполноценной и ущербной из-за того, что в ней не было Бога, без Которого нет и не может быть полноты бытия.
Конечно, обращение к Богу совсем не всегда бывает внезапным и неожиданным: чаще человек долго ищет, прежде чем обретает. Люди приходят к Богу разными путями. Иногда встреча с Богом бывает внезапной и неожиданной, иногда – подготовленной долгим путём исканий, сомнений, разочарований. В одних случаях Бог «настигает» человека, заставая его врасплох, в других – человек обретает Бога, сам обращается к нему. Это обращение может произойти рано или поздно, в детстве и юности, в зрелости и старости. И нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой. И нет такой проторенной дороги, по которой один мог бы идти вместо другого. Каждый здесь является первопроходцем, каждый должен пройти весь путь сам и обрести своего личного Бога, которому мы говорим: «Боже, ты – Бог мой!»
Ведущий протоиерей Сергей отметил, что исповедание своей веры христиане излагают в символе веры. Символ веры — это молитвословие, в котором содержатся все основные положения Православной Церкви. Это учение в символе веры изложено в краткой, но очень точной форме. Составлен он в IV веке отцами I и II Вселенских Соборов. Состоит он из двенадцати положений или членов. В Древней Церкви существовали символы веры, но они были связаны преимущественно с крещением. С возникновением ересей (ложных учений о Боге) потребовалось составить более полное и безупречное исповедание веры, которым могла бы пользоваться вся Вселенская Церковь. I Вселенский Собор был созван в городе Никее по поводу лжеучения пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий, Иисус Христос, сотворён Богом Отцом и является не Истинным Богом, а лишь высшим творением. Собор осудил эту ересь, изложил православное учение, составив первые семь членов символа веры. На II Вселенском Соборе были даны последующие пять членов символа веры. Взрослый человек, принимающий крещение, должен иметь правильные знания о Боге и основах вероучения. При крещении младенцев символ веры за них читают восприемники (крёстные). Они также обязаны знать его наизусть и читать без ошибок. Выучить символ веры несложно, ведь он входит в состав утренних молитв и каждый православный читает его, молясь по утрам. Также символ веры поётся за каждой литургией в храме всем народом. Человек, который регулярно молится по утрам и ходит в воскресные и праздничные дни на литургию, очень скоро его запомнит. Однако следует не только знать текст символа веры, но и понимать его смысл; для этого надо изучать его. Отец Сергий Воронкин в очень доходчивой форме разъяснил смысл символа веры.
Подводя итог дискуссии, протоиерей Сергий Воронкин привёл один из примеров внезапного обращения человека к Богу – это апостол Павел. До своего апостольства он был правоверным иудеем и ненавидел христианство как вредную и опасную секту: «дыша угрозами и убийством», он шёл в Дамаск, намереваясь причинить много зла церкви. И когда он уже приближался к городу, «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь меня? Он сказал: кто ты, господи? Господь же сказал: Я Иисус, которого ты гонишь». Ослеплённый Божественным светом, Савл потерял зрение – три дня он не видел, не ел и не пил. А потом принял крещение, прозрел и стал апостолом Христа. И тотчас после своего крещения он пошёл проповедовать того Христа, который открылся лично ему, который стал его Богом.
Дискуссия получилась продуктивной и занимательной. Студенты и преподаватели вуза остались довольны интересной темой и содержанием очередного занятия «Православной гостиной».
Духовно-просветительский центр имени
святого преподобного Нестора Летописца