Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Продолжение дискуссии на тему «Что объединяет Ветхий и Новый заветы?»

Продолжение дискуссии на тему «Что объединяет Ветхий и Новый заветы?»

В Духовно-просветительском центре имени святого преподобного Нестора Летописца 21 февраля в рамках «Православной гостиной» состоялась встреча с протоиереем Сергием Воронкиным, продолжающим вещать о том, что же объединяет Ветхий и Новый заветы.

Батюшка начал беседу с того, что напомнил слушателям о важности знания Священного Предания и невозможности прочтения и правильного понимания Священного Писания без этого знания. Отец Сергий отметил, что в Священном Писании содержится только минимум, так как если бы кто решился и был в состоянии описать всю ту истину и величие Божие, на земле не хватило бы место, чтоб заполнить ее одними только такими книгами.

Прежде чем переходить к непосредственной связи двух частей Священного Писания, батюшка упомянул один ветхозаветный сюжет. Всем известная история жертвоприношений Богу Каина и Авеля – двух братьев, судьба одного из которых закончилась трагично – он убил своего брата из зависти, совершил первое в мире убийство. Почему же так вышло? Это ярчайший пример того, как грехи связаны друг с другом. Маленький, казалось бы, незначительный проступок – тень зависти в помышлениях приводит к катастрофическому исходу. Но в данный момент речи лектора этот сюжет был упомянут не для обсуждения человеческих пороков, ведущих душу к пагубе, но с целью выявления той самой связи, которую все мы ищем.

Что послужило причиной зависти? Богу была угодна жертва Авеля и неугодна жертва Каина. Почему? Батюшка поясняет: Каин и Авель были первыми детьми Адама и Евы. Они ещё не успели совершить собственных грехов, однако они родились уже с первородным грехом. Авель чувствовал вину за грех отца, как за свой собственный. Искренне чувствовал. Он понимал, насколько он велик, и что искупить его можно только кровной жертвой. Тут отец Сергий обратил внимание на то, что в то время животных ещё не употребляли в пищу. Что животное было кровной жертвой Авеля, как бы просящего Бога: «Господи, я грешен и достоин смерти, но прошу прими это овча и помилуй меня». Что же касается Каина, то, вероятно, он не чувствовал такой вины, он ощущал себя самостоятельным, независящим от отца своего, и таким образом от его грехов, а значит свободным и от вины за них. Его жертва носила чисто формальный характер. В этом сюжете есть отсылка к самопожертвованию Христа за народ – только кровная жертва способна очистить людей от смрада греховного. И в Новом завете, когда Иоанн Предтеча указывает на Христа говорит: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».

Тут же батюшка замечает, что многие начинают смущаться при прочтении Ветхого завета, читая о детях и продолжении рода, что мол откуда же брались внуки и правнуки у Адама и Евы, если первыми детьми были два мальчика. Но люди, знающие Священное Предание не станут смущаться в этом контексте, потому что знают: Ева рожала двойняшками. То есть парами – мальчик-девочка.

Таким образом, Священное Предание содержит трактовку для того минимума, что содержится в Священном Писании. Батюшка вновь повторил фразу с прошлой встречи: «Священное Писание имеет несколько уровней прочтения». И на этот раз он разъяснил четыре Богословских уровня чтения, обозначающимися одним словом-акронимом «Парадес» (четыре уровня понимания Торы). Его можно расшифровать, как:

Пшат – то, что увидел. Простое значение, первое впечатление.

Драш – буквально «Слово Божие».

Ремез – намёк.

Сод – буквально «Тайна».

Для выявления ярчайшего примера милосердия Божьего, отец Сергий рассматривает Родословие Иисуса Христа, которое вмещает в себя немало тайн. Например, почему, кроме имени Пресвятой Девы Марии, в родословии указаны имена только тех женщин, которые допустили сексуальную нечистоту (или были близки к подобному падению)?

Как известно, Господь Иисус Христос и пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), что прямо и следует (в данном случае) из Его собственного Родословия.

Фамарь («пальма») – грех кровосмешения с тестем (ср. Быт. 38, 16);

Рахав («широкая») – блудница из Иерихона (ср. Нав. 2, 1);

Руфь («друг», «подруга») – попытка вступления в добрачные отношения (Руф. 3, 9).

Вирсавия, бывшая за Уриею («дочь клятвы») – прелюбодеяние при живом муже (ср. 2 Цар. 11, 3–4). – Каждая из этих женщин – праматерь Господа Иисуса Христа по прямой!

Блаженный Иероним писал: «Необходимо обратить внимание на то, что в родословной Спасителя не указывается ни одной святой женщины, а упоминаются только такие из них, которых порицает Священное Писание, чтобы показать, что Пришедший ради грешников (т.е. Христос – О.С.), происходя от грешников, изгладил грехи всех».

Отсюда видим, что если Господь не возгнушался такой родословной, значит не возгнушается и нас.

Итак, в чём же таится связь Ветхого и Нового заветов, кроме того, что написаны книги эти были под вдохновением Святого Духа? – Они все свидетельствуют о Христе. О жизни после смерти, о тайне воскресения! Ветхий завет есть образ. Новый завет – исполнение!

Слушатели поблагодарили ведущего за интересную и познавательную беседу.

Духовно-просветительский центр имени святого преподобного Нестора Летописца