Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
История возникновения нетрадиционных религиозных организаций

История возникновения нетрадиционных религиозных организаций

В Духовно-просветительском центре имени святого преподобного Нестора Летописца в рамках «Православной гостиной» 28 февраля текущего года собравшиеся имели возможность обсудить с протоиереем Сергием Воронкиным волнующую и актуальную на данный момент тему распространения сект и их первоисточники.

Священник начал беседу с объяснения понятия  «секта».

Секта – это правило или метод принятия Священного Писания. В Вульгате (латинской библии, – прим. автора) слово «секта» встречается в двух местах в значении «учения». Так, например, греческое выражение η τον Nαξωραἰον αἰρεσἰς (представитель назорейской ереси (Деян. 24,5)), Вульгата переводит sectae Nazarenorum. Это выражение принадлежит ритору Тертуллу, обвинявшему апостола Павла перед Феликсом. Тертулл и не мог назвать христианство иначе как ересью, ибо для него оно было явлением предосудительным. То же употребление в Деян. 28,22: греческое слово αἰρεσἰς Вульгата переводит словом secta (в синодальном переводе греческое ересь переведено как учение; в церковно-славянском, как и в греческом, используется слово ересь).

Отец Сергий отметил, что следует понимать идейные установки любой секты. Она сама указывает на свою якобы  исключительность, избранность. Она отнимает у человека то единственно сакральное, что отличает его от животного – способность отличать хорошее от плохого.

В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквям, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5), – Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Увы, и среди апостолов был предатель Иуда, и среди семи диаконов – вышеупомянутый Николай. Николаиты проповедовали компромисс с язычеством и вели полуязыческий образ жизни, «побеждая» грех через удовлетворение чувственных страстей. Свидетельства о безнравственной жизни николаитов можно найти у святых Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского.

Лектор акцентирует внимание на то, что мы приходим в храм не к батюшке, не в организацию какого-либо из лидеров, а к Богу. И приводит по этому случаю цитату из Первого Послания апостола Павла к Коринфянам:

«Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?

Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».(1Кор.3:4-7)

Отец Сергий несколько раз отметил, что секта есть духовное извращение, что в свою очередь свидетельствует о том, что человек не понимает, что есть добро, а что зло. Впадает в, своего рода, религиозные крайности. Психология сектантства состоит в гордости, искании славы человеческой и сребролюбии, жажде озолотиться.

Отец Сергий обратил внимание слушателей на главные ереси первых веков, которые были опровергнуты на Вселенских Соборах (арианство, донатисты, савелиане и  др.).

Как уже известно, первый раскол был начат Арием, от которого и пошло собственно арианство. Он утверждал, что Христос не есть Бог, но человек, которого посетила благодать Святого Духа.

Именно эта ересь стала причиной созыва I Вселенского Собора, на котором утвердили и первые семь членов Символа Веры. Однако арианством ереси не ограничились и раскол только усилился, когда в католической традиции было добавлено Филиокве (то есть догмат о том, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына). Батюшка обратил внимание на то, что это положило начало расколу между Восточной и Западной Церквями.

Главное различие между католицизмом и православием состоит в другом. Глава Православной церкви – Христос. Глава католической – Римский Папа. Кроме того, отец Сергий заметил, что если нетрадиционные религиозные организации разделяются сами в себе,  то православие – неделимо! И главный вывод, к которому пришли участники беседы – это то, что корень любой секты, ереси и раскола является гордость и нежелание смирятся перед Богом.

В ходе беседы с батюшкой Сергием слушатели ознакомились с начальной историей  зарождения первых сект и расколов, а также проявили интерес к продолжению темы в следующий четверг. По завершении лекции гости поблагодарили отца Сергия за лекцию и приятное общение.

Духовно-просветительский центр имени

святого преподобного Нестора Летописца

История возникновения нетрадиционных религиозных организаций История возникновения нетрадиционных религиозных организаций История возникновения нетрадиционных религиозных организаций История возникновения нетрадиционных религиозных организаций История возникновения нетрадиционных религиозных организаций История возникновения нетрадиционных религиозных организаций