Размер шрифта:
Цветовая схема:
Изображения:
Преподаватели кафедры русской и мировой литературы приняли участие в круглом столе к 160-летию А.П. Чехова

Преподаватели кафедры русской и мировой литературы приняли участие в круглом столе к 160-летию А.П. Чехова

В рамках празднования 160-летия со дня рождения великого русского прозаика и драматурга Антона Павловича Чехова в Русском центре Луганской республиканской универсальной научной библиотеки (ЛРУНБ) имени М. Горького состоялся круглый стол «Работать, имея в виду только будущее», в котором приняли участие преподаватели кафедры русской и мировой литературы филологического факультета Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

…Кто испытал наслаждение творчества,
для того все другие наслаждения уже не существуют.
Антон Чехов

Изучение русской классической литературы невозможно без знакомства с творчеством великого прозаика, драматурга Антона Павловича Чехова, в произведениях которого поднимаются проблемы и вопросы, не теряющие своей актуальности и в наши дни.

Поучаствовать в литературной встрече и прикоснуться к волшебному наследию Чехова собрались преподаватели и учащиеся школ, работники библиотек, творческая интеллигенция, представители средств массовой информации Луганской Народной Республики и все любители творчества писателя. Открыли работу круглого стола публицист, член редколлегии литературно-художественного альманаха «Крылья», руководитель Русского центра ЛРУНБ имени М. Горького Сергей Прасолов и директор ЛРУНБ имени М. Горького Наталья Расторгуева.

С приветственным словом к участникам литературной встречи обратилась кандидат филологических наук, профессор кафедры русской и мировой литературы ЛНУ имени Тараса Шевченко, главный редактор альманаха «Крылья» Лариса Черниенко, отметив огромное воспитательное значение темы детства в творчестве Чехова:

 Антон Павлович Чехов был не просто талантливым писателем, он был очень хорошим человеком – человеком порядочным, обладающим удивительным чувством такта, о чем вспоминали все, кто с ним общался. Хотелось бы обратить внимание присутствующих на то, что Чехов очень любил людей, но не идеализировал их, а изображал в реальном свете, поэтому среди его знакомых было немало недоброжелателей, не любивших слышать и читать о себе правду. Когда Чехов писал о своих близких людях, а также о российском обществе в целом, то не мог не говорить о недостатках, будучи при этом целомудренно скромным, не позволял себе громко и открыто сказать людям: «будьте же вы порядочнее!» – тщетно надеясь, что они сами об этом догадаются, – подчеркнула Лариса Владимировна. – Что касается темы детства в творчестве Чехова, которая меня интересует, – более двадцати произведений в наследии писателя, где в центре внимания автора дети, и только два из них он посвятил детям, о чем сам говорил, это рассказы «Каштанка» и «Белолобый», все остальное написано о детях для взрослого читателя. Чехов как-то обмолвился, что дети – это наша совесть, имея в виду нас, взрослых людей. Поэтому он всегда старался показать, в чем же противоречия между детским и взрослым мировосприятием, а герои его – дети от двух лет восьми месяцев, в рассказе «Гриша», до 17 лет – в рассказе «Володя», то есть в прозе Чехова представлен весь диапазон детства, причем – что очень важно – писатель берет образы и характеры не только из благородных семейств, он рассматривает самые разные социальные портреты, например образ подмастерья Ваньки Жукова из произведения «Ванька». Еще более интересные литературные портреты Чехов показывает в рассказе «День за городом», где описываются вообще беспризорные, нищие дети, которые дружат с «бесприютным» сапожником. И здесь очень важен такой аспект – Чехов считал, что учителем детей может быть любой человек, главное, чтобы он любил детей, понимал их и много знал. И в этом рассказе сапожник Терентий знает ответы на все вопросы и «нет в природе той тайны, которая могла бы поставить его в тупик...» Данилка глядит на Терентия и вникает в каждое его слово.

В рамках своего доклада «Тема детства в творчестве Антона Чехова», кандидат филологических наук, профессор кафедры русской и мировой литературы филологического факультета ЛНУ имени Тараса Шевченко Лариса Черниенко обратила внимание присутствующих на наиболее важные аспекты в изучении темы воспитания (созидания) в прозе Чехова:

 Отношение Чехова к настоящему профессиональному учителю, который должен учить и воспитывать детей, было особенно трепетным, о чем вспоминает Максим Горький в своем мемуарном очерке «О Чехове»: «Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание – очень светлое, с большими окнами и с высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад; можно бы читать лекции по агрономии, метеорологии, учителю нужно все знать, батенька, все!.. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все его вопросы, чтобы мужики признавали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него... унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит звание инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа. Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, – вы понимаете? – воспитывать народ! Нельзя же допускать, чтоб этот человек ходил в лохмотьях, дрожал от холода в сырых, дырявых школах, угорал, простужался, наживал себе к тридцати годам лярингит, ревматизм, туберкулез... ведь это же стыдно нам!..»

Ненавидя все пошлое и грязное, он описывал «мерзости жизни» благородным языком поэта, с мягкой усмешкой юмориста, и за прекрасной внешностью его рассказов мало заметен полный горького упрека их внутренний смысл. Поэтому у Чехова есть искренние читатели и есть те, кто считает его в какой-то степени даже клеветником, хотя, несомненно, он показывал правду.

 Конечно, Чехов был хорошим доктором, но к тому же он был прекрасным психологом, понимавшим человека в любом возрасте. Я убеждена, что на нашем филологическом факультете найдутся искренние любители и исследователи творчества писателя, ведь тема детства так же, как и те нравственные и общественно-социальные проблемы, о которых говорил Чехов, остаются малоизученными и актуальными и в наше время, – подчеркнула в завершении своего выступления Лариса Черниенко.

В чеховском круглом столе «Работать, имея в виду только будущее» приняли участие аспиранты, преподаватели кафедры русской и мировой литературы Луганского национального университета имени Тараса Шевченко: Федор Овчинников («Чехов в краеведении Луганщины»), Алексей Молодцов («Драматургия Чехова в современном мире»), Марина Турбина («Чехов в современной литературе»).

В ходе мероприятия участники обсуждали актуальные проблемы и общественные явления, на которых заостряет внимание Чехов, читали полюбившиеся фрагменты, делились своими впечатлениями о героях прочитанных произведений.

С интересным докладом на тему «Драматургия Чехова в современном мире» перед участниками литературной встречи выступил преподаватель кафедры русской и мировой литературы филологического факультета ЛНУ имени Тараса Шевченко Алексей Молодцов:

 Антон Чехов известен и как крупный прозаик, и как блестящий драматург. Но если чтение прозы Чехова – это общение с ним наедине, визави, то постановка его пьес – маркер непосредственного присутствия чеховского мира, вопросов и персонажей в современном мире.

По словам А. Эфроса, «Вишневый сад» – это пьеса, которая вобрала в себя весь опыт классического реализма прошлого столетия и одновременно задала вектор развития новой драме на несколько веков вперед, и ее своеобразие за столетие не исчерпалось. Черты влияния А. Чехова ощутимы даже в экспериментальном театре абсурда. В 2009 году Т. Стоппард адаптировал «Вишневый сад» для постановки в Лондоне. В том же году «Вишневый сад» поставили Н. Коляда и М. Захаров. На этом постановки не заканчиваются, и это только одна пьеса из многих, таких же шедевров!

– Очевидно, что «странности нового искусства», о которой говорил А. Эфрос, еще только предстоит раскрыться в полной мере, и А.П. Чехов до сих пор активно участвует в творческом поиске современности, – прокомментировал Алексей Молодцов.

В рамках своего выступления «Чехов в краеведении Луганщины» преподаватель кафедры русской и мировой литературы Федор Овчинников обратил внимание присутствующих на уникальные факты пребывания Чехова на Донбассе и луганской земле:

 Имя Чехова неразрывно связано с луганским краем. Отдельно хотелось бы поблагодарить секретаря правления Союза писателей ЛНР, публициста Андрея Чернова, который освещал в своих материалах эту важную для истории Луганщины тему. Уверен, инициатива Андрея Алексеевича по увековечиванию памяти А.П. Чехова на луганской земле в виде памятного знака или мемориальной доски обязательно найдет поддержку со стороны общественности Луганской Народной Республики. Антон Павлович Чехов поддерживал дружеские отношения с землевладельцем Петром Кравцовым, часто бывал в его имении в Рагозиной балке, расположенной в Таганрогском округе Области Войска Донского, недалеко от села Ивановка (сейчас это Антрацитовский район Луганской Народной Республики). Эти незабываемые впечатления от знакомства с людьми и природой Донбасса нашли воплощение в знаменитой повести «Степь», которую сам Чехов называл «степной энциклопедией», рассказах «Счастье», «Печенег», «Огни». «Это фантастический край. Донецкую степь я люблю, и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку...»,  так искренне отзывается сам А.П. Чехов о красоте и неповторимом очаровании степных просторов Донского края. Недаром писатель с любовью называл первозданные ландшафты Донецкого кряжа «Донской Швейцарией», а знаменитая «Чеховская криница» стала памятным и даже легендарным местом, связанным с пребыванием писателя на Луганщине. Уверен, все мемориальные упоминания А.П. Чехова о нашем крае, а также впечатления о знакомстве писателя со степным югом России, нашедшим столь гениальное воплощение в его прозе, являются ценнейшим литературоведческим материалом и нуждаются в изучении и всяческой поддержке, – подчеркнул Федор Овчинников.

Кафедра русской и мировой литературы,
фото Федора Овчинникова

Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова Представители ЛНУ имени Тараса Шевченко приняли участие в круглом столе к 160-летию Чехова